четверг, 12 марта 2009 г.

Всё на карту!

В последние годы объем выпускаемых банками платежных карт стабильно увеличивался. Кредитный бум и увеличение потребительской активности делали свое дело. Но времена изменились – а спрос на «пластик» не упал. Больше того, в последнее время все более отчетливо просматривается тенденция по увеличению активности банков на этом рынке.


Показатели рынка

Согласно отчетности Главного Управления ЦБ РФ по Алтайскому краю, по состоянию на 01.01.09 рынок платежных карт в регионе показал внушительную динамику. Отдельно стоит выделить нижеследующие показатели.
На сегодня в крае 28 банков осуществляют эмиссию или эквайринг карт, т.е. с 2007 года прибавилось пять игроков на этом рынке. Причем четыре из них пришли в эквайринг.
Бурное насаждение банкоматов, похоже, закончилось – темпы прироста падают. Всего за 2008 год в крае было установлено 204 аппарата, из них в IV квартале – только 22.
«Действительно, плотность банкоматов в региональных центрах и городах областного значения сейчас близка к достаточной, - комментирует Дарья АДАМОВИЧ, региональный PR-директор группы «Сибирь» «Альфа-Банка». Поэтому на данный момент можно говорить о смене тенденции в сторону технического усовершенствования аппаратов».
В разрезе платежных систем нужно отметить прошедшую в прошлом году «атаку» системы Visa на все остальные – их доля рынка увеличилась с 39,5% до 46,9%. Иначе говоря, почти каждая вторая карточка в крае – Visa, их физическое количество увеличилось на 57,4%. Другие крупные игроки также продемонстрировали рост. «РПС Сберкарт» - за прошлый год количество карт увеличилось на 16,4%, Master Card Int – на 24,8%, «Золотая Корона» - на 7,4%.
Общий объем операций по картам в 2008 году на 37,9% превысил аналогичный показатель 2007 года, а безналичная оплата при помощи «пластика» и вовсе показала +136,5%. О последнем стоит поговорить отдельно.


Работы еще много!

Наряду с впечатляющими темпами роста, "пластиковый" рынок сегодня начинает демонстрировать и другую положительную тенденцию – наблюдается пусть минимальное, но увеличение доли безналичных расчетов по карте от общей суммы операций. Так, в 2006 году их доля составляла всего 2%, в 2007 – 2,17%, а по итогам 2008 года эта цифра составила 3,72%.
«Необходимо добавить, что потенциал роста здесь еще колоссальный – в Европе карточкой можно рассчитаться, например, на пляже, - прокомментировали показатель в пресс-службе банка «ВТБ24» Поэтому активность игроков на этом рынке сейчас направлена в большей степени на эквайринг. Хотя, конечно, общая инфраструктура у нас еще некоторое время сдержит решение этого вопроса».
С этим согласна Галина ПРОСКУРЯКОВА, управляющий Барнаульским филиалом «Бинбанка»: «Да, можно сказать, что в настоящее время рынок пластиковых карт вступил в фазу быстрого развития. Все больше организаций переходят на безналичную выдачу заработной платы своим сотрудникам. Люди начинают привыкать к «электронному кошельку» и растет доля тех, которые не представляют себе отсутствие пластиковой карты».


Проблема «виртуальных денег»

В России рынок зародился на волне зарплатных проектов. И методика выплат работникам зарплаты переводом на карту популярна во всем Мире по вполне разумным причинам.
Для организаций это уменьшение расходов на инкассацию денежных средств и на снятие их с расчетного счета и сокращение функций сотрудников, занимающихся финансовым учетом. Для сотрудников - возможность использования карты для расчетов в магазинах и снятия наличных и большая безопасность.
Однако для русского человека остается один большой минус – хочется набитый (хотя бы временно) бумагой кошелек…
Именно с этим и связана главная беда рынка - для основной массы владельцев карт они остаются только инструментом обналичивания заработанного в банкомате - и не более того. На сегодня в Алтайском крае объемы получаемых по картам наличных денег в 26 раз больше чем объем безналичных транзакций, а ведь они гораздо выгодней! Недаром за пределами России держатели карт 61% операций совершают именно для оплаты при помощи пластиковой карты.


Ситуация меняется с помощью кризиса

В условиях недостатка заемных средств, доступные кредитные карты выглядят привлекательнее даже более дешевых потребительских кредитов. И для того чтобы расширить сегмент кредитных карт банки стали менять свои приоритеты и постепенно переносить акцент с потребительского кредитования на кредитные карты.
«В нынешних условиях, безусловно, нужно ожидать роста интереса именно к кредитным картам, позволяющим приобретать в товары и оплачивать услуги, имея, по сути, возобновляемую кредитную линию, - комментирует Вячеслав ЧЕРНЫХ, заместитель регионального директора «КИТ Финанс» в Барнауле. Поэтому если клиент испытывает потребность в кредитных средствах и уверен в постоянстве своих доходов, кредитная карта становится отличным решением».
Этим и продиктованы сегодняшние тенденций - активная модернизация банками процессинговых систем (программного обеспечения), работу над эквайрингом (увеличение количества оплачиваемых при помощи карты услуг) и т.п.

О доступности

Со стремительным ростом рынка встает вопрос и о банковских рисках. Считается, что в "пластиковом" сегменте они достаточно высоки. Не случайно процентные ставки по таким кредитам немалые – 20-48% в рублях.
На этот вопрос банки имеют две кардинальные точки зрения.
Первый метод – банк делает кредитку доступной и за время кризиса увеличивает и кредитный портфель, и долю весьма перспективного рынка. Кстати сказать, их доля и так не мала – приверженцы первой точки зрения это в основном крупнейшие банки.
Второй метод – повышения качества кредитного портфеля и, в этих целях, повышение процентных ставок по карточным кредитам и избирательность в их выдаче. Иначе говоря, «лучше меньше, да лучше!».
«Банк предлагает кредитные карты клиентам, уже пользующимся другими продуктами банка - комментирует Татьяна МАЛАХОВА, управляющий Барнаульским филиалом банка «Возрождение». То есть наши заемщики – это «проверенные» клиенты, поэтому кредиты, выданные по картам, как и все остальные займы в нашем кредитном портфеле, характеризуются низким уровнем риска».
«Пластиковые карты – привлекательное направление развития, - резюмируют в пресс-службе «ВТБ24». - Банки, ориентированные на развитие розничного бизнеса, не могут игнорировать эту тенденцию, стараясь в максимальной степени воспользоваться ей. Поэтому они либо ищут еще не слишком занятые ниши (как, например, кобрэндинг или удаленное обслуживание), либо активно действуют на рынке повсеместно».


Перспективы
По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет рынок платежных карт будет расти хорошими темпами – ежегодно на 40-60%. Причем особенно перспективны регионы. Многие банки уже активно выходят с "пластиковыми" продуктами на региональные рынки. Ведь пока еще основная доля держателей карт приходится на Москву и Московскую область - по данным отчетности ЦБ, доля карт в этих двух регионах в общей массе сейчас составляет 43% и за год уменьшилась лишь на 4%.

--------дружественный блог----------

Комментариев нет:

Отправить комментарий