четверг, 19 февраля 2009 г.

Казнить нельзя помиловать!

Ровно месяц назад началась угрожающая тогда тенденция – банки стали ужесточать санкции за просрочки по выплатам кредитам. Какое развитие получила ситуация по истечению месяца?

Кто начал?

Об ужесточении штрафных санкций для недобросовестных заемщиков месяцем ранее заявили сразу три крупных коммерческих банках.
1)«Собинбанк» увеличил штраф за просрочку для недобросовестных владельцев расчетных карт с овердрафтом на 12 процентных пунктов - с 36% до 48% годовых. «Мы повысили штраф за просрочку для недобросовестных владельцев расчетных
карт с овердрафтом на 12% в качестве упреждающей меры. Для нас это вопрос
повышения ответственности заемщика и его финансового «дисциплинирования».
Штрафы за другие виды розничного кредитования не пересматривались», - прокомментировала референт филиала "Барнаульский" Любовь ПРОЦЕНКО.
2)В «Альфа-банке» штрафы за просрочку платежа по кредитным картам и кредитам наличными, ранее составлявшие единовременно 600 рублей, теперь исчисляются в процентах (1%) от суммы просроченной задолженности. Но, согласно пресс-релизу банка, мера была направлена больше на борьбу с крупными неплатежами.
3)«Юникредитбанк», в нашем крае не представленный, в конце прошлого года увеличил размер пени за просрочку платежа по кредитным картам в полтора раза - с 24% до 36% годовых.
Меры это довольно ощутимые. Например, при остатке долга в 100 тыс. руб. за каждый день просрочки будет набегать почти 100 рублей штрафа (при ставке пени 36% годовых).
Впрочем, если до кризиса банки действительно зарабатывали на штрафах и пенях, тем самым компенсируя убытки от просрочки, то в кризис увеличение размера санкций может обернуться против кредитных организаций. Увеличение финансовой нагрузки на заемщика сейчас может только усугубить ухудшение качества кредитного портфеля банка в будущем.
Поэтому, в первую очередь, шаги по ужесточению санкций нужно характеризовать как борьбу с теми клиентами, кто «внаглую» не хотел платить, ссылаясь на кризис. Мол, «моему соседу разрешили!». Отсюда и взяла начало тенденция. Но во многих случаях причиной просрочек становятся объективные экономические причины, а именно резкое сокращение доходов людей или вообще практически полное их исчезновение. И проблему, вызванную начавшимся спадом производства, невозможно решить с помощью введения штрафных санкций для должников по кредитам.

И паники не последовало.

Спустя месяц, можно заявить – тенденция развития не получила.
Банки, поднявшие размеры штрафов и пеней, решили краткосрочную задачу — снизили объем просрочки. Но они же могут проиграть в долгосрочном плане – каждый «огорченный клиент» отговорит пойти в этот банк еще десять человек. Поэтому на заведомо непопулярную меру больше ни один банк в Алтайском крае не пошел.
«Госы» отказались от такого шага по понятным причинам социальной значимости. А коммерческие банки справедливо учли вышеизложенные риски.
Комментирует управляющий Барнаульским филиалом банка «Возрождение» Татьяна МАЛАХОВА: «Санкции за просрочки по кредитам регламентируются кредитным договором, изменить который без соглашения с клиентом невозможно. В одностороннем же порядке банк условия договоров не меняет, поскольку мы всегда придерживаемся принципов открытости в отношениях с нашими клиентами и считаем, что истинное партнерство должно основываться на взаимном доверии. При возникновении материальных трудностей у заемщиков банк «Возрождение» всегда рассматривает каждую ситуацию в индивидуальном порядке».
Мнение директора департамента сопровождения ипотечных кредитов банка «КИТ Финанс» Ольги КУЗНЕЦОВОЙ аналогично: «Размер пени за просрочку исполнения обязательств по кредиту в нашем банке не изменился, поскольку ставка пени оговорена в кредитном договоре. Кредитным договором не предусмотрено право банка в одностороннем порядке изменять размер пени. Все изменения в кредитный договор совершаются по соглашению сторон путем подписания единого документа (дополнительного соглашения)».

Вместо вывода.

Конечно, банки не могли пассивно наблюдать за ростом просрочки: доля невозвратов и «плохих долгов» в их портфелях стремительно росла. Но примеров трех банков оказалось достаточно, чтобы ответственность среднестатистического заемщика повысилась, да и государство вмешалось вовремя. Поэтому запятую в заголовке ставим все-таки после второго слова.


--------дружественный блог----------

Комментариев нет:

Отправить комментарий